Рело Франц

 

 

Рело Франц

(1829-1905) 

          Франц Рело родился 30 сентября 1829 г. в Эшвейлере, близ Ахена, в семье, для которой техника была традиционным занятием. Получив начальное образование в школе и некоторую техническую подготовку в семье, он начал работать на заводе, вначале учеником, а затем конструктором и техником. Работая, он усиленно занимался самообразованием, в частности изучал труды Редтенбахера. С 1850 по 1852 г. он слушал лекции в Политехническом институте в Карлсруэ, всецело находившемся в те годы под влиянием Редтенбахера. Значение Редтенбахера для немецкой технической школы не ограничивалось его исследованиями в области прикладной механики. Он сам говорил: «Мои педагогические стремления направлены не только на развитие научной теории машины, но и на повышение культуры лиц, занятых в промышленности». Следуя указаниям своего учителя, Рело кроме технических предметов изучал историю и английский язык. По окончании института он некоторое время изучал естественные науки и философию в Берлинском и Боннском университетах. Еще в студенческие годы Рело начал работать над исследованиями в области машиностроения. В 1854 г. он в соавторстве с Моллем издал первый том «Конструирования в машиностроении». В 1856 г. Рело был приглашен на должность профессора механико-технического отделения Цюрихского политехникума, где ему пришлось работать вместе с Цейнером  и Кульманом. В 1864 г. он перешел в Берлинский ремесленный институт на кафедру машиностроения. В 1866 г. этот институт (основанный в 1821 г.) был преобразован в Ремесленную академию, директором которой Рело пробыл с 1867 по 1879 г. В 1879 г. на базе Ремесленной и Строительной академий было основано Берлинское высшее техническое училище. В Германии в первой половине века кинематикой не занимались. Впервые этот предмет Рело начал читать в 1871 г. в Швейцарии в Цюрихском политехникуме. Затем продолжил его в Берлинском ремесленном институте, а позже — в Ремесленной академии. Одновременно он начал издавать «Кинематические сообщения» и другие мемуары по прикладной теории машин. Несколько позже начал чтение курса кинематической геометрии Аронгольд, затем Шелль издал трактат по теоретической механике «Теорию движения и сил», в котором значительное внимание уделил кинематике. В 1875 г. Рело опубликовал первый том «Теоретической кинематики». Рело был не только ученым, но и практиком: он был членом жюри на международных выставках в Париже (1867), Вене (1873), Филадельфии (1876), в Сиднее-Мельбурне (1879—1881). Анализируя состояние германской промышленности, он требовал повышения качества ее изделий. Немецкие экспонаты на Филадельфийской выставке он охарактеризовал убийственным «billing und schlecht» (дешево и плохо). Критически относился он и к милитаристским тенденциям в развитии германской промышленности. В первом «Письме из Филадельфии» Рело, например, писал: «Посмотрим в машинном зале: кажется, что семь восьмых пространства отведено под огромные пушки Круппа, «машины для убийства», как их назвали, которые стоят как угроза всем мирным изделиям, выставленным другими нациями! Неужели в этом заключается выражение немецкой мысли?» Рело много работал и в области истории техники. В «Теоретической кинематике» истории машин посвящена отдельная глава (изданная также и отдельным оттиском). Введение, примечания к отдельным параграфам трактата также насыщены историческими сведениями. Можно сказать, что Рело подходил исторически к исследованию всех вопросов кинематики. Как и его учитель Редтенбахер, Рело любил искусство. Он перевел на немецкий язык «Песнь о Гайавате» Лонгфелло, много рисовал и гравировал по дереву, писал о «художественном стиле в машиностроении». Его «Путешествие по Индии» — блестящий образец художественной прозы. Рело был прекрасным лектором, умевшим заинтересовать и увлечь слушателей: «Лекции Рело можно назвать блестящими по обработанности и изяществу изложения; лекции по кинематике интересны по оригинальности изложения», — так отзывался о них Ф. Е. Орлов. В Берлинском высшем техническом училище Рело создал кабинет кинематических моделей (свыше 800 моделей), долго служивший образцом для высших технических школ Германии и других стран. Рело пользовался большим авторитетом среди ученых в области прикладной механики. Но у него было и много противников, борьба с которыми зачастую принимала с обеих сторон резкие формы и особенно обострилась на рубеже столетий. Умер Рело 20 августа 1905 г.


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Строительная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru